Форум » Книги. Целлюлит, красота, здоровье, похудение, красивая фигура » Боевые говоруны или Гипнотические техники россыпью.-2 » Ответить

Боевые говоруны или Гипнотические техники россыпью.-2

Valentin: Книга Сергея Горина "Гипнотические техники россыпью". Продолжение. Начало читайте здесь click here ********************************************************************************** Приятные ощущения, радость, польза и удовольствие для души и тела: РАССЛАБЛЯЮЩИЙ МАССАЖ в Санкт-Петербурге. Подробнее об этом читайте здесь>>>> **********************************************************************************

Ответов - 48, стр: 1 2 3 All

Valentin: Вы знаете, что эстрадные гипнотизеры любят дать загипнотизированному чело-веку луковицу, внушив предварительно, что дают грушу -- и он ест луко-вицу с наслаждением! Если загипнотизированному внушают, что в зал вошел дикий зверь -- человек старается спрятаться. Внушение галлюцинаций в поня-тиях классического гипноза считается возможным только в самом глубоком трансе. Гораздо менее известен (хотя гораздо более распростра-нен по сравнению с предыдущим) феномен под названием «ис-кажение чувства времени». В трансе внутреннее время человека не соответствует внешнему, объективному времени. Обыч-но внутреннее время замедляется: загипнотизированному че-ловеку кажется, что он провел в трансе несколько минут, а на самом деле могло пройти полчаса или час. Еще несколько гипноти-ческих феноменов. Каталепсия (или восковая гибкость) состоит в том, что загипнотизированно-му можно придать любую неудобную позу, и он сохранит ее, потеряв кон-троль над произвольными движениями. (Можно сопоставить каталепсию с тем замиранием партнера, которое вы видели в упражнении -- это то же са-мое явление, усиленное в несколько раз). Регрессия возраста—загипнотизированному можно внушить, что его возраст значительно меньше настоящего, и он будет вести себя, как ребенок. Амнезия (забывание) -- после выхода из транса человек не помнит о том, что происходило во время транса. В трансе понижается болевая чувствительность, даже без специальных внушений. Это явления называется «анальгезия» (обезболивание). В чем обещанная практическая польза этих явлений? Если в классиче-ском гипнозе принято сначала наводить глубокий транс, а потом вызы-вать гипнотические феномены, то в эриксонианском гипнозе существует обратная процедура -- наведение глубокого транса через вызывание не-которых гипнотических феноменов. Позже мы займемся и этим.

Valentin: Язык гипноза. Мы достаточно подробно разбирали с вами требования к речи гипнотизеров, осталось 2--3 примечания. Во-первых: научившись говорить так, чтобы максимально точно присоединиться к внутреннему опыту, внутреннему миру вашего партнера -- научитесь еще и говорить максимально неопределенно, тоже с целью лучшего присоединения. Во-вторых: когда вы занимаетесь наведением и использованием транса, научитесь говорить без отрицаний, говорить без «не». Что я имею в виду? По первому пункту: когда вы при наведении или использовании транса предлагаете партнеру погрузиться в некоторое переживание, говорите об этом переживании (особенно по началу) довольно общими фразами, используя слова, не относящиеся к определенной модальности деталями. Тем самым вы оставляете партнеру свободное пространство, которое он сам может заполнить конкретными деталями. Ну, например, -- я читаю лекции и говорю о том, что психотерапия может решить неко-торые проблемы некоторых людей. После лекции ко мне подхо-дит человек и спрашивает: «Вы о моих проблемах говорили?». Понимаете, ни вы, ни я не умеем читать мысли; просто в моей неоп-ределенной фразе человек нашел свое собственное содержание, он наполнил мою фразу тем, что для него было актуально. (Кстати, на его вопрос я ведь не стал отвечать «пет», я сказал ему: «В том числе и...»). При наведении транса вы можете сделать такое описание: «Ты чувствуешь тепло своей правой руки, лежащей на правом бедре». Это срабатывает сплошь и рядом, это на 99 процентов может совпадать с действительным переживанием партнера, но что вы будете делать, если он чувствует холод правой руки? Для начала все же лучше было бы сказать: «Ты чувствуешь температуру правой руки. Температура -- более общее слово, более общая характеристика, чем тепло. Какая-то температура у руки все равно есть. Слова неопределенные, не относящиеся к конкретной модальности, не конкретизирующие ситуацию («покой, умиротворенность, комфорт, спокойствие, сосредоточенность» и др.) очень удобны при наведении транса именно своей универсальностью. Ищите такие слова и такие описания, используйте их -- они обязательно соответствуют внутреннему опыту партнера (конечно, ваш покой и его покой—разные понятия, но сказав слово «покой», вы все-таки сказали то, что он может понять и принять). Не заставляйте партнера быть более гибким в общении, чем вы сами, не заставляйте его подстраиваться к вам. Второй пункт, исключение отрицаний из речи. У отрицаний есть интересное свойство—они существу-ют в языке, но не в подсознании. Поэтому говорите партнеру то, чего вы от него хотите, а не то, чего он не должен делать. Если выговорите ре-бенку: «Какой ты шумный сегодня, не шуми!» ~ он не успокаивается, он на-чинает шуметь еще больше. Это довольно общее правило: если вы описываете человеку то, что вы у него сейчас наблюдаете -- это будет закреплено. Я ду-маю, что когда ребенка обсуждают в школе на педсовете, и говорят ему: «Ты -- хулиган, ты -- грубиян» -- тем самым закрепляют именно те качества, от ко-торых хотели бы избавиться. Я предложу вам для иллюстрации пример Дж.Гриндера. Скажите, что вы представляете себе, когда слышите фразу: «Со-бака не гонится за кошкой?»

Valentin: Ответы из зала: Собака стоит и кошка стоит. Собака спокойно идет, и кошка спокойно идет, не обращает внимания. Собака гналась за кошкой, и они обе исчезли. С. Горин: То есть, фраза, имеющая смысл для сознания, не имеет никакого смысла для подсознания, для вашего внутреннего мира: «Либо они обе стоят, либо исчезают» (возможны варианты). Таким образом, вместо того, чтобы говорить: «У вас нет этого, этого, и того тоже нет»—лучше сказать о том, что должно быть, о том, что есть. «Вас ничто не беспокоит, не волнует, не трево-жит...»—классическая фраза классических гипнотизеров. Но для того, чтобы понять, как это меня ничто не беспокоит, я должен сначала побеспокоиться, а потом убрать это, не так ли? Лучше сказать: «Вы можете почувствовать себя чуть более расслабленным, спокойным и защищенным». Знаете, пока что я не нашел замены без отрицания одному-единственному слову -- «некурящий». Здесь оказалась слишком прочная связь. С «непьющим»—там, понятно, заменой будет «трезвенник», а вот с «некурящим» так и маюсь. Реплика из зала: Вы ведете здоровый образ жизни. С. Горин: Дело в том, что «здоровый образ жизни»— слишком широкое понятие. «Трезвый» взамен «непьющего» подходит много лучше, потому что трезвость—прямая противоположность пьянству. И такой же прямой противоположности курению (без этого языкового корня—«кур-«) я найти не могу. Собственно, я не предлагал вам это как задачу, я просто так пожаловался... Реплика из зала: У вас чистые легкие. С. Горин: Какие они чистые, если у меня—хронический бронхит? (смех в зале). Ладно, если хотите, поищите на досуге что-нибудь более подходящее... Итак, при наведении и использовании транса (а также при конструировании любого нужного вам состояния партнера) следует пользоваться словами, во-первых, неопределенными, и во-вторых, имеющими только конструктивную направленность. Можно сказать: «Представьте себе, что вы сидите на стуле за столом, покрытым красной клеенкой в бе-лую клеточку, и едите кусок «Останкинской» колбасы весом в 150 граммов, поджаренный на сливочном масле»—это одно описание. А можно сказать: «Представьте себе, что вы в удобной позе принимаете пищу»—это второе описание. Во втором описании ошибиться почти невозможно, оно более уни-версально. Если в своем внутреннем переживании ваш партнер предпочитает вспоминать, как он лежит на диване и ест соленую рыбу с пивом, то второе описание подходит и к этой ситуации, и подойдет еще к сотне других. И еще по поводу отрицаний. Худшая услуга, которую вы можете кому-либо оказать, это крикнуть: «Не поскользнись!» человеку, который идет по льду. Ваше «Не поскользнись!» означает, что партнер должен сначала представить во внутрен-нем опыте, что такое «поскользнись», и только потом не сделать этого; то есть вы дали партнеру прямую команду поскользнуться. Бывают случаи, ко-гда лучше давать команды через отрицания, но вы должны понимать, что имен-но вы делаете, давая команду с отрицанием. В сущности, все, сказанное до сих пор, можно охарактеризовать и так: в работе с партнером нужна тщатель-ность в отборе слов и инструкций. Учтите, что слово, сказанное человеку в то время, когда он находится в состоянии транса, имеет совершенно особую силу. Ответственность за действия этой силы лежит на вас—ваш парт-нер, возможно, никогда не поймет, откуда у него взялась определенная идея или определенные воспоминания; он может быть искренне убежден в том, что никакого транса не было, он сидел и хихикал над вами... Да, он не помнит ничего из вашей речи, но какое это имеет значение? Один раз я так же, как вы сейчас, делал упражнения на семинаре и оговорился. В результате у коллеги, бывшего моим партнером, в течение года наблюдались навязчивые воспо-минания. Бывают случаи, когда последствия ошибок гипнотизера полезны. од-ной из своих пациенток, находящейся в трансе, я в конце сеанса сказал:


Valentin: «Ну, а теперь бегите домой». И она побежала домой... В этом бы не было ниче-го особенного, если бы не одно обстоятельство: на сеанс ее привезли на ма-шине, у нее был паралич, она ходить-то не могла, не то что бегать (смех в зале). Вот так ошибешься и становишься чудотворцем. А бывают ошибки не столь забавные. С одной пациенткой я работал по переписке (технически здесь нет ничего сложного, сеансами в письмах «переболели» многие психотерапев-ты). Она сообщила мне свой диагноз; я знал, что ее паралич неизлечим, но и в рамках неизлечимости гипноз иногда помогает... У этой женщины, например, в итоге исчезли пролежни, появилась возможность двигаться в пределах посте-ли—для нее и это много значило! В письмах я предлагал ей для наведения легкого транса представить себе некоторые картины природы: ну, и ясно, что для противодействия параличу, неподвижности ног, мне приходилось вставлять в текст внушения слова типа «возбуждение», «прилив сил к но-гам», «волна силы, проходящая через ваше тело, приносящая радость», и тому подобное. Наверное, я плохо поработал тогда над текстом, потому что вместе с улучшением ее самочувствия появилось еще кое-что... Я прочту вам отрывки из ее ответных писем! ******************************************************************* Все самое интересное теперь можно получать в свой почтовый ящик!!>>>> Бог, Любовь, Медитация>>>> Цель этой жизни>>>> Карма, смерть и перевоплощения >>>> *******************************************************************

Valentin: «...Пишет вам Т. Милый мой доктор, я сошла с ума! Ну зачем я по много раз читаю ваши сеансы? Сейчас пол-одиннадцатого вечера. Вы не можете представить, как я хочу! Внутри от приятности сгорает все... Я легла б под любого мужика, чтобы затушить внутри. Боюсь заразиться, и муж давно умер. Как выйти из этого положения? Доктор, смотрю на Ваше фото, и мне хо-чется лечь под Вас, честное слово. Милый мой доктор, от хотения я вся дро-жу...». «...Дорогой доктор! Спать не хочу Вас я люблю искренне, как доктора. Про-читала сейчас два Ваших сеанса. Видится мне, как наяву, что я в лесу с Ва-ми. А как красиво в лесу! Золотистые листья на деревьях и на траве, под ногами мягкая трава, но зеленая. Пахнет осенью. Слышно дятла, перепелку... Вы меня потеряли. Вы ищете меня и кричите: «Где ты, Т.?» Я была рядом, в трех шагах. Я смеялась тихо, чтобы Вы не слышали, и смотрела на Вас, как Вы переживали. Но мне не хотелось показываться Вам и было жалко Вас. Золотистое солнце меня манило вглубь леса. Я не пошла одна. Я тихо, как лиса, подошла к Вам сзади и Вас обняла. Вы вздрогнули от неожиданности. От ра-дости, что я нашлась. Вы меня обняли и поцеловали... Мы шли к реке, вода тихо стояла теплая. Вы разделись и прыгнули в воду. Потом вышли из воды, меня раздели, оставили на мне лифчик и плавки, сказали: «Нас никто не увидит тут», и повели к реке. Вы меня прижали к себе, вода была чуть выше пояса...» Боюсь покраснеть, поэтому цитирование заканчиваю. С влюбленностью в гипнотизера иногда приходится встречаться, и я хочу, чтобы вам это было известно (надо сказать, что здесь женщина очень творчески подошла к содержанию сеансов, я с тех пор вздрагиваю, если слышу обращение «милый доктор»). В том случае понадобилось много усилий, чтобы избавить женщину от привязанности... Итак, вы не психотерапевты, но в последующих упражнениях с партнером ведите себя как психотерапевты— ответственно. Придумайте заранее какие-то неопределенные приятные инструкции, которые вы дадите партнеру после наведения транса; хотя бы пожелайте приятного пробуждения, хорошего самочувствия после возвращения из транса (если партнер не попросит дать ему какую-то специфическую инструкцию). Не выдумывайте чего-то сложного, просто скажите: «Выбудете чувствовать себя хорошо после возвращения из транса»—или что-то в этом роде. Помните, что вы сейчас решаете большую задачу (научиться гипнозу) по кусочкам. Что-то показалось вам сложным, что-то—простым. Могу сказать, что то, что вам кажется сложным -- вовсе не сложно. Вы уже умеете произ-водить благоприятное впечатление при знакомстве, у вас уже получится хорошо сдать экзамен и пройти конкурс 5--6 человек на место... Это дос-тигается одной подстройкой, и знаниями о модальностях собеседника. Джон Гриндер, например, с помощью одной только подстройки вы-водил больных из кататонического ступора—состояния, при кото-ром человек годами сохраняет полную неподвижность. Эта кате-гория больных очень трудна для работы; все, что они «пред-ставляют» для подстройки—их поза и дыхание. Затратив на под-стройку около двух часов, Гриндер убеждался, что ведение воз-можно -- после этого он резко вставал, и больной тоже вставал, выходя из ступора.

Valentin: Ваша проблема часто заключается в том, что вы недоста-точно тщательно подстраиваетесь к партнеру. Поэтому я хочу, чтобы вместе с сознательным усвоением материала, кон-спектированием, вы получили еще и некоторые подсознатель-ные навыки. Может быть, это лучше сделать тогда, когда вы решите немного отдохнуть, расслабиться... Почему бы вам, действительно, не расслабиться и не успокоиться... в то время, когда с вами будет происходить что-то полезное... Я хо-тел бы, чтобы вы поняли, что сейчас можно отдохнуть... Не-важно даже, как скоро вы поймете, что именно из на-ступающего расслабления... окажется более приятным для вас... Неважно даже, будет ли это приятным вообще... Я хочу, чтобы вы поняли, что вы продолжаете... слышать все, что если вы продолжаете видеть все, что происходит вокруг... что если вы предпочитаете погрузиться в транс с открытыми гла-зами... Хотя расслабленность, покой, отдых... бывают прият-нее, когда глаза закрыты... И вы слышите мой голос... и може-те чуть глубже расслабиться... и успокоиться... еще глубже, ровно настолько, насколько это надо вашему организму... ва-шему телу... вашему мозгу... вашему подсознанию... Возмож-но, вас удивит, что чем лучше вы слышите уличный шум,.. тем быстрее наступает расслабленность... которую вы може-те ощущать все лучше и лучше... с каждой минутой, с каждым вашим вдохом и выдохом... Я хочу, чтобы вы поняли, что внешний мир продолжает существовать... но вы здесь и сей-час остаетесь внутри себя... еще чуть глубже... и вы можете по-нять, что здесь нет ничего, что нужно делать вы можете си-деть и продолжать слушать мой голос... и можете не слушать его.. а просто отдыхать... Может быть, вас удивит это сочета-ние расслабленности... покоя... и сосредоточенности на том, что есть в вашем внутреннем мире... в то время, как вы лучше ус-покаиваетесь... Иногда, уходя в себя... в свой внутренний мир... люди вспоминают что-то из универсального опыта, из то-го, что бывает со всеми... Я не удивлюсь, если вы сейчас захотите вспомнить поездку на автобусе.. неважно, захочет ли этого ваше сознание.. Интересно, когда едешь в автобусе... куда-нибудь далеко... то очень удобно устраиваешься в кресле... и смотришь в окно... на ровную ленту дороги и пейзаж за ок-ном... и скоро устаешь от этого... и начинаешь смотреть впере-ди себя... на спинку кресла, стоящего перед тобой... и погружа-ешься в свои воспоминания... все глубже и глубже... И это мож-но сделать очень успешно... Потому что у каждого из вас есть навыки успеха... в каком-то деле, которое вы начинали осваи-вать... и хорошо осваивали... хотя бы один раз в жизни... И я хо-чу, чтобы ваше подсознание... смогло вспомнить ваш успех... неважно, сможете ли вы это сделать сознательно.. пусть ваше тело вспомнит ваш успех... зная, что ваш успех -- это... (долгая пауза).. что-то, что вы имеете в себе... Перед тем как с чувством бодрости... вернуться сюда, в этот зал... сделайте глубокий вдох.. и выдох.. и откройте глаза! Возможно, кому-то из вас.. по-надобится время для того, чтобы полностью вернуться к со-вершенно ясному сознанию... и забыть все то, что я вам здесь наговорил! Хорошо, теперь вы готовы к усвоению базовых навыков гипноза. Следующее занятие мы этому и посвятим.

Valentin: «Официальное» наведение транса. Если вы предупреждаете своего партнера (клиента, пациента) о том, что намерены ввести его в транс, и предлагаете ему помочь вам в этом, то вы занимаетесь «официальным» наведением транса. В деловом общении этот тип наведения малоприменим—вам он нужен как этап в обучении. Первый из шаблонов официального наведения транса я предложу вам как лекционный материал (детально мы его проходим с экстрасенсами и народными целителями), а второй шаблон вы научитесь делать, поскольку он еще понадобится вам для само-гипноза. Итак. первый шаблон. Его называют семишаговой моделью Милтона Эриксона, поскольку работа с партнером сводится в нем к семи шагам: Шаг 1. Предложите партнеру принять удобную позу (или придайте партнеру удобную, «открытую» позу). Шаг 2. Сконцентрируйте внимание партнера на каком-либо объекте. Шаг 3. Организуйте свою речь так, чтобы разделить сознание и подсозна-ние партнера. Шаг 4. Сообщите партнеру о тех признаках транса, которые вы у него на-блюдаете (тем самым зафиксируйте состояние транса и углубите). Шаг 5. Дайте партнеру установку на «ничегонеделание». Шаг 6. Используйте транс для достижения вашей цели. Шаг 7. Возвратите партнера из транса. Конечно, это описание шагов нуждается в комментарии. По первому шагу - что значит «удобная поза»? В данном шаблоне удобной для наведения транса считается такая поза партнера, когда он сидит, его ступни плотно стоят на полу, руки лежат на коленях (то есть, так называемая «открытая поза»—руки и ноги не перекрещены). Вы можете описать партнеру эту позу и попросить принять ее, а можете просто подойти к партнеру и придать ему эту позу Второй вариант иногда работает эффективнее, когда вы придаете партнеру некую позу, он обычно в это время замирает, а вы уже знаете, что «замирание» -- пред-вестник каталепсии, чем можно воспользоваться для наведения более глубо-кого транса с первого шага. Сконцентрировать внимание партнера на каком- либо объекте вы можете, попросив его либо направить взгляд на какую-то точку, куда он сможет постоянно возвращаться, либо быть предельно вни-мательным к ощущениям в обеих руках сразу (это самые простые приемы). Отвлекая сознательное внимание партнера, вы тем самым высвобождаете его подсознание для контакта с вами. В эриксонианском гипнозе существует много приемов, называемых «ловушкой для сознания», и сосредоточение на чем-либо сознательного внимания партнера—один из приемов этого ряда. На третьем шаге вы еще более четко разделяете сознание партнера от его подсознания с помощью своей речи; вы по-разному обращаетесь к сознанию и подсознанию. Наверное, это проще показать, чем объяснить; если я обращаюсь к вашему подсознанию, повернув голову влево и разговаривая при этом громким голосом, и обращаюсь к вашему сознанию, повернув голову вправо и разговаривая тихим голосом, то скоро подсознание каждого из вас будет знать, что мой тихий голос при повороте головы вправо означает вызов именно подсознания на контакт. (С. Горин поворачивает голову влево и продолжает говорить громким голосом). Ваше сознание продолжает слышать мой голос, в то время как (поворачивает голову вправо и говорит тихим голосом) ваше подсознание начинает что-то вспоминать; (влево громким голосом) ваше сознание заинтересовано происходящим, и (вправо тихим голосом) ваше подсознание готовится перевести вас в новое состояние: (влево громко) ваше сознание сомневается, войдете ли вы в транс, в то время как (вправо тихо) ваше подсознание уже нашло способ погрузить вас в транс...

Valentin: На четвертом шаге вы говорите партнеру, что вы у него наблюдаете из знакомых вам признаков транса: «Ваше дыхание стало более редким и глубоким, мышцы лица расслабились, тело расслаблено»—и т. д. Пятый шаг -- отсутствие установки или установка на «ничегонеделание». Вы можете кратко или подробно сообщить партнеру, что он ничего не «Вам не нужно помогать мне, и не нужно мешать мне. Вы можете не слушать мой голос можете не смотреть на меня, либо можете смотреть очень внима-тельно. Вы можете ни о чем не думать или думать о чем угодно, хоть обо всем сразу... Здесь вообще нет ничего, что нужно делать». Так вы создаете ситуацию неопределенного ожидания, помогающую лучше использовать транс. Установка на «ничегонеделание» провоцирует подсознательный поиск процессов, нужных для изменений. (На уровне сознания это воспринимается так: «Если я не должен делать это, это и это, то что же я должен делать?»). Использованию транса, шестому шагу модели М. Эриксона, мы посвятим еще много времени, но сделаем это позже. Пока вы знаете, что можете дать партнеру (с целью использования транса) неопределенную приятную инструкцию конструктивного содержания. И наконец вы возвращаете партнера из транса к ясному сознанию. В этом шаге есть свои тонкости, свои детали. Возвращение из транса должно быть постепенным—и чем более глубоким был транс, тем более медленным должно быть возвращение. Если человек всего лишь погружен в чтение интересной книги, а вы внезапно кладете руку ему на плечо, то он вздрагивает. Резкое, слишком быстрое возвращение к реальности из состояния погруженности в себя вызывает дискомфорт, а в идеале все, связанное с трансом, должно связываться у вашего партнера по преимуществу с приятными ощущениями. Поэтому возвращайте партнера из транса постепенно; хотя бы предупредите его о возвращении и дайте ему несколько минут для того, чтобы он вернулся к ясному сознанию. Иногда гипнотизер связывает выход из транса со счетом -- «я буду считать до трех, и вы будете возвращаться к состоянию бодрствования». Счет необязателен, но вы можете описать возвращение в то же пространство (комнату, зал, кабинет), в котором ваш партнер находился бодрствующим, в тот же момент времени, в котором вы сейчас находитесь, верните партнеру ощущение тела и возможность само-стоятельных движений. Вот, пожалуй, и все.

Valentin: Вопрос из зала: Когда вы занимаетесь официальным наведением транса, вы всегда употребляете эти термины—транс, подсознание? С. Горин: Нет, я стараюсь использовать более понятные слова. Вместо слов «сознание» и «подсознание» можно говорить о том, что происходит «в центре внимания» и «за границами внимания»; о том, что «вы хорошо понимаете» и «есть вещи, которые тоже происходят». Или, обращаясь к сознанию, я гово-рю «вы хотите», а обращаясь к подсознанию, говорю «ваше тело хочет»—либо «ваш организм, ваша нервная система, ваш мозг»; здесь можно найти много синонимов. Слово «транс», благодаря телесеансам, понятно всей Руси великой. Но и его можно чем-то заменить. Можно сказать о «другом ва-шем состоянии», об «отдыхе», «покое»... Говоря о трансе, важно своим пове-дением дать понять партнеру, о чем идет речь: во время сеанса я сам впадаю в транс, становлюсь неподвижным, расслабленным; я даю партнеру пример для подражания (потом я останавливаюсь, а партнер следует дальше). Таким образом, если состояние моего партнера не знает слова «транс», то подсоз-нание все равно поймет меня. ******************************************************************* Все самое интересное теперь можно получать в свой почтовый ящик!!>>>> Бог, Любовь, Медитация>>>> Цель этой жизни>>>> Карма, смерть и перевоплощения >>>> *******************************************************************

Valentin: Теперь мы перейдем к другому шаблону наведения транса. Его можно было бы назвать «согласием по инерции», но у него есть более краткое и пока мало-понятное для вас название -- «5-4-3-2-1». Я опять немного отвлекусь от темы. В книгах Дейла Карнеги, все еще считающихся на территории бывшего СССР едва ли не высшим дос-тижением практической психологии, есть одно любопытное замечание: получить согласие партнера легче, если вы строите беседу так, чтобы партнер предварительно один-два раза с чем-нибудь согласился. Начинай-те с согласия, начинайте с «да» -- тогда в решающий момент, когда придет черед важного вопроса, из-за которого вы и затевали беседу, ваш партнер ответит «да» просто по инерции... Реплика из зала: Вы, кажется, не очень высокого мнения о Карнеги? С. Горин: Нет, отчего же. Для своего времени Карнеги был хорошим «интуи-тивно-практическим» психологом, но ведь его работы относятся к тридцатым годам—с тех пор психология ушла вперед. . Задолго до Карнеги техника согласия по инерции была известна под названием «сократов-ский диалог», мы для краткости назовем ее техникой «да-да-да» Она работает тем эффективнее, чем больше положительных ответов вы собрали до того, как задать значимый для вас во-прос. Одна из составляющих успеха при исполь-зовании этой техники -- одинаковая интонация для всех вопросов или утверждений (нельзя вы-делять голосом то, что вас интересует). Хороший следователь часто строит допрос так, чтобы сначала получить «порцию» положительных ответов от подозреваемого, усыпить ею бдительность, подготовить к согласию, а потом «оглушить» решающим вопросом: «Иванов? Иван Иванович? Вас задержали вчера? Хотите курить? Хотите сознаться в ограблении?». Похоже действуют американские продавцы автомобилей. «Сегодня прекрасный день! Тебе очень идет эта рубашка! Ты хочешь купить этот автомобиль!». Я помню одного из городских руководителей, который очень любил технику «да-да-да», и вопросы на голосование выносил таким примерно спосо-бом: «Товарищи, ну ведь все мы живем в этом городе! Мы все ходим по этим улицам! Данный вопрос требует вот такого решения! Кто—«за»?». Какое отношение все это имеет к нашей теме, к гипнозу? Самое непосредственное: если вы хотите, чтобы партнер согласился с вашим внуше-нием, дайте ему возможность посоглашаться сначала с чем-то еще. Просто прокомментируйте то, что сей-час есть (что он видит, слышит и чув-ствует), а потом внушайте то, чего пока нет.

Valentin: Упражнение No 10 («5-4-3-2-1»). Выполняется в парах: партнер А в роли гипнотизера, партнер Б -- в роли гипнотизируемого. Вам предстоит пройти пять этапов, описывая с целью наведения транса то, что в данный момент реально имеется во внешнем опыте партнера Б, в его воспри-ятии внешнего мира (то, что он может сразу же проверить и согласиться с ва-ми), а потом добавлять внушающие утверждения о том, что должно быть во внутреннем мире партнера (этого он проверить не может и будет соглашаться по инерции). Общая схема движения к трансу такова: на первом этапе вы очень много говорите о внешнем мире, а на последнем—о внутреннем. Первый этап. Дайте партнеру Б четыре утверждения о том, что он сейчас ви-дит, и добавьте пятое утверждение внушающего характера. Затем дайте четы-ре утверждения о том, что он слышит, и сделайте еще одно внушение; по-том—четыре утверждения о том, что он ощущает, и внушение. Второй этап. Дайте партнеру Б три утверждения о том, что он видит, и до-бавьте два внушения. Аналогично сделайте по три утверждения о том, что он слышит и чувствует, добавляя по два внушения. Третий этап. Сделайте два утверждения о том, что партнер Б видит, и добавьте три внушения; два утверждения о том, что он слышит, и три внушения; два утверждения о том, что он чувствует, и три внушения. Четвертый этап. Одно утверждение о том, что партнер видит, плюс четыре внушения; одно утверждение о том, что он чувствует, и четыре внушения. На пятом этапе вы можете только внушать—значит, можете сделать транс глубже, доставив партнеру больше приятных переживаний, но обычно к пя-тому этапу транс уже достаточно глубок. Если партнер Б предварительно просит вас помочь ему в решении какой-то проблемы—дайте ему внушения о том, что проблема будет решена. Если особых просьб нет, сделайте неоп-ределенные приятные внушения конструктивной направленности. Шестой этап -- возвращение из транса; сделайте его постепенным и мак-симально комфортным для партнера. Для того чтобы не запутаться в последо-вательности утверждений, сделайте себе вот такую таблицу: ТАБЛИЦА 2. Шаблон «5-4-3-2-1» Этапы Количество утверждений «Вы видите во внешнем мире» ВНУШЕНИЕ «Вы слышите во внешнем мире» ВНУШЕНИЕ «Вы чувствуете» ВНУШЕНИЕ I 4 1 4 1 4 1 II 3 2 3 2 3 2 III 2 3 2 3 2 3 IV 1 4 1 4 1 4 V 0 5 0 5 0 5 И еще одно примечание. По мере того как вы будете продвигаться от этапа к этапу, обращайте внимание партнера на то, что он в принципе способен воспринять, но обычно не воспринимает сознательно—на очень слабые раз-дражители. Так, все мы слышим тиканье часов в комнате, но до тех пор пока я вам об этом не сказал, вы не воспринимали этот звук осознанно. Любой из вас способен почувствовать свое дыхание, движение грудной клетки вверх и вниз—но пока вам об этом не сообщат, вы не осознаете такие ве-щи. Да, свои внушения вы можете маскировать, используя выражения типа «вы видите внутренним зрением» и «вы слышите внутренним слу-хом». Теперь давайте выполним упражнение, и, возможно, вы еще что-то захотите добавить к моим примечаниям.

Valentin: Реплика из зала: Продемонстрируйте с кем-нибудь это упражнение. С. Горин: Нужен доброволец. Виталий? Прекрасно, садись сюда. Ты хочешь погрузиться в глубокий транс или в легкий. Виталий: Пусть это будет легкий транс. С. Горин: Я уверен, что твой мозг сможет различить, когда я обращаюсь к тебе (говорит, сидя лицом к Виталию), а когда— к группе. Сей-час я задам вопрос группе (поворачивается к залу). Что я сделал? Ответы из зала: Вы подстроились к позе и дыханию Виталия. С. Горин: Да, но не только это. Я применил маленькую речевую хитрость -- я задал Виталию вопрос, повышающий готовность к трансу. Я спросил: «Ты хочешь погрузиться в глубокий транс или легкий?» Меня устраивает любой выбор Виталия, поскольку здесь нет выбора, любой ответ предусматривает, что Виталий хочет погрузиться в транс. (Поворачивается к Виталию). Хорошо, продолжаем. Я хочу обратить твое внимание на то, что ты сейчас видишь... Ты видишь перед собой стену... На стене -- выключатель белого цвета... Ты видишь Олега, который смотрит на тебя... Видишь красный шарф на шее у Олега... И начинаешь расслабляться... ...Ты слышишь мой голос... И слышишь шум магнитофона... И слышишь шум машин на улице... И шелест бумаги в зале... И можешь дышать более редко и глубоко... Ты чувствуешь прикосновение спины к спинке стула... Чувствуешь твердость сиденья... Чувствуешь прикосновение подошв к полу... и прикосновение левого локтя к левому бед-ру... И твоя сосредоточенность становится все больше и больше... Ты ви-дишь рисунок линолеума на полу... И отражение солнечных лучей из окна на полу... И свет лампы на потолке... И твои глаза начинают уставать... Возможно, им хочется закрыться... И ты слышишь, как скрипнул стул в комнате... И слышишь очень слабый шелест ленты в магнитофоне... И слы-шишь отдаленные шаги... И успокаиваешься все глубже и глубже... И по-гружаешься в себя... Чувствуя тяжесть своих рук.. их вес... когда руки лежат на бедрах... ты ощущаешь ладонями ткань брюк... И тебе становится все более интересно то, что происходит внутри тебя... А внешний мир куда-то уходит... И твои глаза уже закрылись... Но сквозь сомкнутые веки ты еще можешь увидеть свет в этой комнате... Или цветные пятна, которые бывают, если закрыть глаза... и оставить их закрытыми... глядя на нас и на себя внутренним зрением... погружаясь в себя еще глубже... пони-мая, что спокойствие будет нарастать... И ты еще слышишь мой голос... который звучит приглушенно... и слышишь шум своего дыхания... очень спо-койного и замедленного... сонного... и весь мир уходит еще дальше от те-бя... В то время как ты чувствуешь, как спокойно и уверенно бьется твое сердце... как при дыхании твоя грудная клетка... поднимается... и опускается... и ты понимаешь, что твоя расслабленность уже очень глубока... что даже если бы ты захотел открыть глаза... тебе было бы лень это делать... тебе очень удобно с закрытыми глазами... и в этой позе... Когда ты вспоминаешь какие-то картины;.. очень приятные картины... из своего прошлого... и уже не зна-ешь, воспоминания это или сновидения... и твой организм делает очень важ-ную работу... ты ушел глубоко в себя... в свой внутренний мир.. продолжая иногда слышать какие-то звуки далекого разговора... и не зная, есть ли этот разговор на самом деле... или он тебе снится... и твой мозг учится многим ве-щам... которые относятся к трансу... и приобретает полезные знания... ко-торые ты будешь успешно использовать... в своей работе... Отдохни... в то время как твой мозг будет усваивать полезные знания... и запоминать по-лезные навыки... Отдохни... И только тогда, когда твой мозг поймет, что ты готов вернуться к состоянию бодрствования.. ты будешь возвращаться к нам... в эту комнату и в этот день и час... в том темпе, который тебя устраивает... может быть, очень быстро... или не очень быстро... и все твои знания оста-нутся при тебе... хотя ты о них еще ничего не знаешь... Я буду считать до трех, и ты заметишь некоторые явления... Один... Твои веки начинают подрагивать... Дыхание становится чуть более частым и поверхностным... Два. Твои мышцы готовы к работе, ты хорошо ощущаешь свои руки и ноги. Три! Открой глаза! Потянись! (Обращаясь к аудитории) Вот и все упражнение. Как видите, я прошел по всем этапам, поначалу следуя за партнером, а потом лидируя. Моя речь могла произвести странное впечатление, хотя в ней все соответствовало происходящему: я описывал только то, что Виталий мог видеть, слышать и чувствовать. Кстати, Виталий, сколько минут это продолжалось? Виталий: Минуты две-три.

Valentin: С. Горин: Вот вам искажение чувства времени в трансе. Сидящие в зале могут сравнить объективное время с внутренним временем Виталия—сколько минут на самом деле продолжалось упражнение? Ответы из зала: Три минуты. Пять минут. Полторы минуты. Десять минут (смех в за-ле). С. Горин: Ни одного правильного ответа. Помнится, кто-то из вас говорил, что не поддается гипнозу... Будем считать, что вы готовы делать упражнение. Вопрос из зала: Здесь находится много людей, это не будет сбивать партнера? С. Горин: Вашей заботой как раз и является сделать так, чтобы партнера это не сбивало. Вы достигаете этого очень просто -- включая все, что происходит, в свою речь: «...и ты слышишь, как здесь разговаривают люди, и входишь в транс еще успешнее». Наличие шумов в зале—больше помеха для гипнотизера, чем для гипнотизируемого. Однажды под окном моего рабочего кабинета на-чали ремонтировать водопровод. Пригнали бульдозер, компрессор... Ну, вы знаете, как шумит компрессор, и знаете, что ремонт в этой стране не де-лается быстро. Я мог бы прекратить практику, но я сделал по-другому: в течение нескольких дней я сообщал своим пациентам, что они прекрасно слышат шум компрессора, и это позволяет им понять, что с помощью этого шума люди решают свои проблемы, а пациент может решить свои, слушая этот шум и еще больше расслабляясь. Включайте в свою речь (тогда, когда вы описываете внешний опыт партнера) все, что происходит. Многие начи-нающие гипнотизеры считают, что потерпели неудачу при наведении транса, если видят, что их партнер улыбается: «Ах, он улыбается, он смеется надо мной, о каком трансе может идти речь!». Улыбка партнера— тоже стимул, ко-торый может привести его к трансу. Верните партнеру его движение, дайте понять, что вы его заметили: «...ты чувствуешь свою улыбку, и твое спокойствие нарастает». Если помни-те, А. Кашпировский в своих сеансах делал это очень успешно, когда говорил: «Можете смеяться, можете даже хохотать, и при этом входите в транс еще лучше». Такие ловушки для сознания работают—человек смеется, но через некоторое время замечаешь, что смех-то насильственный; человек хохочет не потому, что ему смешно, а потому, что он не может остановиться. В принципе, возможно обратить в свою пользу даже такую ситуацию, когда в ваш кабинет в разгар наведения транса заходит ваш начальник и начинает орать на вас (хотя технические сложности, конечно, будут). У вас есть еще какие-то трудности? Ответ из зала: Трудно начать говорить...

Valentin: С. Горин: Эта трудность есть у всех групп. Все вроде бы платили за то, чтобы научиться делать, но когда надо начинать делать, уходят во внутренний диалог вместо внешнего... Интересно, если бы я вас попросил написать протокол на тему: «Что мы видели, слышали и чувствовали в этом зале»—вам бы пяти листов бумаги хватило? Для того, чтобы описать все? Не хватило бы... Хорошо, я вам предложу сделать промежуточное упражнение. Упражнение No 11. Выполняйте каждый по очереди, индивидуально. В течение одной минуты вы будете рассказывать о том, что вы видите в этом зале (получая навык свободной речи). Обсуждение. С. Горин: Мы с вами вернулись на полшага назад и правильно сделали. Некоторые замечания по вашей речи. Во-первых: у всего, что вы види-те, есть цвет, форма и местоположение. Когда вы говорите о цвете расте-ний, то описание «успокаивающий цвет» можно давать во вторую очередь, а в первую очередь он зеленый. Не усложняйте задание, оставайтесь в рамках простых описаний. Во-вторых, описание зала как «прекрасного» или «хо-рошо оборудованного» является вашей оценкой, с которой партнер может и не согласиться. «Прекрасный» или «хорошо оборудованный»— для чего? Лучше оставаться в рамках цвета и формы, здесь партнер с вами скорее согласит-ся. И, в-третьих, людей в этом зале заметил почему-то только Юра, остальные описывали предметы (смех в - зале). Конечно, ваш партнер видит не только пол, стены и окно, он видит и вас, сидящего здесь и считающего свое существо-вание настолько само собой разумеющимся, что об этом не стоит и говорить. Итак, разговаривать мы научились, давайте учиться официально наводить транс. Наташа: Я боюсь, что у меня не получится. С. Горин: Ладно, Наташа, у тебя это не получится. И что тогда случится? Наташа: Я буду себя чувствовать глупо. С. Горин: Что заставит тебя чувствовать себя глупо? Наташа: Возможность ошибки. С. Горин: Тогда я тебе при всей группе дам другую инструкцию -- сделай как можно больше ошибок во время упражнения; изо всех сил постарайся сделать все ошибки, какие только возможны, можешь их пересчитывать, а можешь даже не считать. Так пойдет? (смех в зале). На-чали.

Valentin: Обсуждение. С. Горин: Я повторюсь, возможно, если скажу, что цель базовых упражнений—не только научиться чему-то из методик наведения транса, но и научиться замечать то, чего вы уже достигли; замечать, где на-чинается транс, каковы признаки наступившего транса у вашего конкрет-ного партнера -- неподвижность, расслабленность, что-то еще. С этим вы все справились. Я попрошу Олега и Риту дать самоотчет. Во время упражне-ния Рита в роли гипнотизера потеряла подстройку к дыханию Олега. Что тогда произошло, Олег? Олег: Мне казалось, что я все время куда-то падаю, это было приятно, и вдруг—раз! -- я возвращаюсь. С. Горин: Рита очень увлеклась тем, что она говорила и временно забыла о том, как надо говорить. Мне показалось, что Рита вошла в более глубокий транс, чем Олег, и вещала автоматически (кстати, словесное наведение транса у Риты получилось отлично). Ты хорошо повела Олега, но в какой-то момент пере-стала ему помогать, и ему пришлось гнаться своим дыханием за тобой, за тво-ей речью. Так в паре Юра-Виталий с Юрой в роли гипнотизера какие были сложности? Юра: У меня был дискомфорт от того, что Виталий сопротивлялся. По-моему, он старался не делать ничего из того, что я ему предлагал. С. Горин: Он действительно старался, и это дает нам возможность обсудить еще одну тему эриксонианского гипноза -- полярную реакцию. Полярная реакция. С. Горин: Знаете, есть довольно много людей, жизненная стратегия которых описывается примерно так: «Все это делают -- значит, я этого делать не буду». Мне понравилось откровенное выражение такой страте-гии героем одного фильма: «Я ненавидел сигареты, пока не узнал, что куре-ние вредно» Эта «стратегия наоборот» в эриксонианском гипнозе называет-ся «полярной реакцией». В той или иной степени полярная реакция свойст-венна каждому человеку—если сомневаетесь, то встаньте на улице и начните бесплатно раздавать что-нибудь прохожим (шоколадные батончики или ты-сячерублевые купюры, неважно). Вы увидите естественную полярную реак-цию, а может быть, и почувствуете ее... Один из моих однокурсников любил пользоваться в спорах естественной по-лярной реакцией собеседника. Если он хотел высказать свои аргументы и не выслушивать ответ партнера, он заканчивал предложения своеобразным об-ращением к партнеру в третьем лице: «Ну, сейчас скажет что-нибудь». После этого, как правило, партнер замолкал. ******************************************************************* Все самое интересное теперь можно получать в свой почтовый ящик!!>>>> Бог, Любовь, Медитация>>>> Цель этой жизни>>>> Карма, смерть и перевоплощения >>>> *******************************************************************

Valentin: Есть люди, которые по какой-то причине специализируются на полярной реак-ции. На все ваши предложения или просьбы что-то сделать они отвечают «нет». Но освобождает ли их это от манипуляций? Ведь если они всегда делают наоборот—с ними можно говорить наоборот. Виталий, я не хочу, чтобы ты чувствовал себя слишком удобно и уютно. Ни в коем случае не со-средотачивайся, не закрывай глаза! (смех в зале). Ты ведь можешь не войти в транс с закрытыми глазами, или войти в транс с открытыми глазами. Я не хочу, чтобы ты прямо сейчас погружался в трансовое состояние. Не делай этого. Здесь вообще нет ничего, что нужно делать. Если я говорю, что ты не сможешь погрузиться в глубокий транс, то я ведь могу не говорить о том, что ты не можешь погрузиться в легкий транс. Ты можешь совершать движе-ния, и чем больше движений ты совершаешь, тем успешнее будет твое по-гружение в транс. Вы даете партнеру примерно такую программу, и рано или поздно он запутывается в отрицаниях: что нужно делать, что не нужно, чему в итоге сопротивляться из предложенного. Здесь хорошо действуют двой-ные и тройные отрицания, сознание в них запутывается крепко.. Раньше меня смущали пациенты, единственной целью которых, как мне казалось, было продемонстрировать то, что они «гипнозу не поддаются». Теперь я просто вслух сомневаюсь в том, что они смогут войти в транс -- и они входят! Я го-ворю им, что, наверное, несмотря на сделанную мной работу, они не могут почувствовать себя лучше -- и они чувствуют себя лучше! Предоставьте человеку подходящий контекст для любой его реакции, и вы сможете им управлять, даже если он «сопротивляется».

Valentin: ГЛАВА 4. НАВЕДЕНИЕ ГИПНОТИЧЕ-СКОГО ТРАНСА (ВТОРАЯ СТУПЕНЬ) Достижение предыдущего состояния транса, использование естественных трансов (стенограмма семинара). С. Горин: Будь вы, скажем, экстрасенсами, вам вполне хватило бы для ле-чебной практики предыдущей ступени. Но в обычной жизни вы вряд ли смо-жете официально наводить транс: ваш начальник или деловой партнер могут и не согласиться на ваше предложение сесть определенным образом и зафикси-ровать взгляд в одной точке. Значит, вам понадобятся более быстрые и изящ-ные способы наведения. Пожалуй, самый простой способ навести транс -- это не наводить его вообще, воспользовавшись тем трансом, который уже есть. Вы знаете о том, что у человека есть потребность в трансе, что человек иногда погружается в транс естественно. И простое воспоминание о ситуа-ции, вызвавшей когда-то транс, тоже приводит к трансу. Одну из ситуаций та-кого рода я широко применял в свое время. Вместо того, чтобы заниматься официальным наведением, я спрашивал у пациента: «Как вы относитесь к сеан-сам Кашпировского?». Разумеется, мне был неважен словесный ответ: я знал, что если «телесеансы» вызывали у пациента транс, то воспоминание о них тоже вызовет транс, который при желании я могу углубить, взяв раппорт се-бе. Я записал на магнитофон музыку, сопровождавшую телесеансы—и вос-поминания о трансе стали лучше. Кстати, вы помните эти сеансы?.. Помните музыку, которой они сопровождались?.. Помните вашу неподвижность... или ваши движения?.. Вот что-то подобное я говорил пациенту, и он погружался в транс так же, как это делают сейчас некоторые из вас. Приведите еще раз примеры естественно возникающих состояний транса, примеры ситуаций, провоцирующих транс. Ответы из зала: Поездка в автобусе. Стояние в очереди. Ожидание приема у кабинета. Служба в церкви. Поездка в машине в качестве пассажира.

Valentin: С. Горин: Шофер тоже может погружаться в транс. Если за рулем новичок, то он постоянно контролирует свои действия, ему нельзя отвлекаться. Но если че-ловек водит машину давно, он это делает так же естественно и так же дове-ряя подсознанию, как если бы он шел пешком. Для шофера маши- на -- про-должение его тела, и он ее чувствует. Если в машине что-то скрипит, то у шофера появляется такое выражение лица, будто заскрипело внутри у него. Об-ратите внимание: шофер движется вместе с машиной; когда они подъезжают к светофору, где горит красный свет, машина останавливается—и он останав-ливается. -Он замирает вместе с машиной (когда светофор вновь зеленый, многие продолжают стоять на месте как бы в растерянности) -- этот транс можно использовать, предварительно подстроившись. Можно дать шепо-том прямое внушение... Реплика из зала На улице шумно, шофер вас не услышит! С. Горин: Шофер вас не осознает. Он не поймет, что полу-чил от вас приказ—и не поймет, почему выполнил его. Подсоз-нание слышит все, учтите это. Не знаю, при-дется ли вам стоять вместе с деловым партнером в очереди или ездить в автобусе, но, вероятно, вы будете ожидать приема у кабинета или путешествовать в автомобиле вместе. Достаточно глубокий транс могут вызвать воспоминания картин природы, особенно у тех людей, которые любят про-водить там время. Вот, например, рыболов. Он часто нахо-дится в трансе: поза у него обычно удобная и относительно неизменная, тело неподвижно, взгляд фиксирован на по-плавке. И главное -- вода! Она очень притягивает внимание, потому что в любом водоеме... даже в совершенно безветрен-ную погоду... по воде бегут мелкие волны... и через них хорошо видно дно... камешки или песчинки... Волны похожи одна на другую, и в то же время неповторимы. Если светит солнце... то на воде играют яркие солнечные зайчики... Они очень утом-ляют зрение... даже в тихий и спокойный день... И поэтому так хочется посидеть спокойно... и расслабленно... отдохнуть... организовать свой внутренний опыт... и продолжать учиться чему-то новому... использовав те знания, которые ваш мозг получил в состоянии транса... и после выхода из транса почув-ствовать себя намного лучше... и увереннее. В обыденной жиз-ни встречается довольно много ситуаций, провоцирующих погружение в транс. Вам наверняка приходилось видеть лю-дей, увлеченных чтением или телевизионной передачей: их сознание буквально отсутствует, их здесь нет. Они живут там, в книге пли фильме, и пусть живут -- подсознание все равно ос-тается на связи с внешним миром. Подойдите к ребенку, кото-рый переживает сюжет мультфильма, подстройтесь к его дыха-нию и шепните: «У тебя сильное желание сделать уроки после фильма». Со взрослыми это проходит еще легче. Еще одна ти-пичная трансовая ситуация— скучная лекция или доклад. Лю-бой студент помнит, Что это такое. Я это тоже помню, поэтому (С. Горин начинает говорить монотонно, почти без пауз) мне о-чень-лег-ко-дать-вам-при-мер-то-го-как-мож-но-го-во-рить-без-ин-то-на-ций-со-вер-шен-но-рав-но-мер-но-и-не-по-нят-но-о-чем. Лектор такого типа вполне мог бы включить в свою речь гипнотические внушения, но если он этого не делает, сделайте вы—для своего соседа по парте. Вопрос из зала: Можно ли назвать трансовым состояние перед засыпанием? И, кстати, правда ли, что с человеком, который спит, можно разговаривать? С. Горин: Ответ «да» на оба вопроса. Я не предполагал, что вас заинтересует эта техника, но вы правы -- с деловым парт-нером можно общаться и в постели (смех в зале).

Valentin: Перевод естественного сна в гипнотический. Многие начинающие гипнотизеры пробуют себя в переводе естественного сна в гипнотический. Это в известной степени проще, по-тому что сознание человека уже изменено, он уже не бодрствует, и ваша задача сводится только к тому, чтобы установить раппорт. Для уста-новления раппорта со спящим используются те же приемы подстройки, что и для бодрствования -- за исключением разве что позы и движений. Вам не обязательно ложиться рядом с партнером (смех в зале), для вас важнее подстроиться к его дыханию. В медицине перевод ночного сна в гипнотический часто применяется при работе с детьми. Бодрствующему ребенку трудно бывает объяснить, что от него требуется, трудно угнаться за его поведенческой гибкостью, и тогда вы дожидаетесь, пока он заснет, садитесь рядом с ним и производите прямую подстройку к его дыханию в течение 3 -- 4 минут. После этого проверьте, можете ли вы вести: мед ленно меняйте ритм своего дыхания. (Можете применить непрямую подстройку к дыханию, прикасаясь к спящему в такт его дыхательным движениям грудной клетки). Делайте проверку действительно медленно, мягко, осторожно—резкие перемены при хоро-шей подстройке могут разбудить вашего партнера. Если вы ведете, то начинайте шепотом или негромким голосом говорить простые фразы: «Продолжай спать... Спи глубже... Ты будешь спать и слышать мой голос...». После этого делайте прямое внушение того, что требуется от спящего. (Детям с соответствующей проблемой говорят: «Ты про-снешься и пойдешь в туалет, когда почувствуешь, что хочешь помочить-ся»). Можно сказать: «После пробуждения ты сделаешь вот что...». Та-кие внушения называются постгипнотическими, они тоже работают. Установив раппорт, вы можете разговаривать со спящим, но не ожидайте, что человек, находящийся в сильно измененном состоянии сознания, будет давать подробные ответы. Речь людей, погруженных в транс, очень лаконична, поэтому задавайте такие вопросы., на которые можно ответить «да» пли «пет». Если вы будете настаивать на развернутых ответах, он проснется. Вопрос из зала: Что делать, если он проснется? С. Горин: По обстоятельствам. Конечно, проснувшись рядом с незнакомым человеком, ваш партнер может испугаться. Но, как правило, люди ложатся спать рядом со знакомыми. Если вам надо продолжать общение в трансе, подождите, пока человек уснет, и повторите все снова. Вопрос из зала: Может ли спящему человеку присниться мое внушение? С. Горин: Даже если оно при-снится, он не вспомнит его после пробуждения. К тому же вы можете подстра-ховаться, дав партнеру специальную инструкцию о забывании сказанного вами. В любом случае спящий вас не осознает, и, значит, не запоминает сознательно ваше внушение. Кстати, эксперименты по обучению во сне тоже подтвер-ждают, что лучшей является комбинация сознательного (в состоянии бодр-ствования) и подсознательного (во сне) запоминания.

Valentin: Наведение через гипнотические феномены. Я вам рассказывал, что для глубокого транса характерны некоторые явления, которые называются гипнотическими феноменами: сохранение приданной позы (каталепсия), изменение чувства возраста (возрастная регрессия), внушенные галлюцинации. Между трансом и гипнотическими феноменами существует и обратная связь -- если вызвать эти феномены в состоянии бодрствования, они наводят гипнотический транс, вопрос только в том, как их вызвать. Это проще, чем можно предполагать. Возьмем для начала воз-растную регрессию. Юра, ты можешь вспомнить себя в детстве? В каком именно возрасте ты можешь себя вспомнить? Юра: Примерно в пятилетнем. С. Горин: Хорошо, вспомни какое-нибудь собы-тие из этого времени. Вспомни, как ты катался с горки на санках... Интересно, помнишь ли ты, как ты был одет?.. Помнишь ли свои санки?. Помнишь тот снег, то ощущение холода, когда ты катишься с горки... Если ты посмотришь вниз, на свои но-ги, то сможешь увидеть валенки, которые были на тебе... Ты можешь услышать голоса своих дру-зей... таких же детей, как и ты... Вспомни, как это было приятно... кататься на санках и общаться с друзьями.. Возьми в настоящее время свою дет-скую энергию и вернись сюда, к нам, в том темпе, который тебе приятен... Человек естественным образом погружается в транс через возрастную регрессию, если начинает вспоминать свое дет-ство. Дайте человеку возможность показать вам его школьные фотографии, стимулируйте его воспоминания, создайте раппорт и используйте тот транс, который вы вызвали. ******************************************************************* Все самое интересное теперь можно получать в свой почтовый ящик!!>>>> Бог, Любовь, Медитация>>>> Цель этой жизни>>>> Карма, смерть и перевоплощения >>>> *******************************************************************



полная версия страницы